ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ О «ТАЙНЫХ ЗНАНИЯХ» ЭТНОМЕДИЦИНЫ В ЭТНОЛОГИИ УЗБЕКИСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.69691/gnrs2r96Ключевые слова:
инерция политических угроз, тайные знания, религиозный пережиток, народный целитель, гадания и дервиши.Аннотация
В статье речь идет о проблемах этнологии в Узбекистане, об отношении и подходах к ним узбекских этнологов. После 1991 г. возникла необходимость пересмотра ряда теоретических вопросов этнологии. Одним из таких вопросов является тема народной медицины, которая была одной из наиболее ограниченных областей исследования в советское время. В частности, вопрос о «тайном знании», являющемся неотъемлемой частью этномедицины, был полностью ограничен в силу его связи с религиозными мировоззрениями. Несмотря на то, что Узбекистан обрел независимость 32 года назад, отношение узбекских этнологов к этому вопросу остается неизменным. В этой статье вы узнаете, почему этот вопрос остается открытым и почему требует изучения.
Библиографические ссылки
Akiner. Islam in Post-Soviet Central Asia: Contested Territory. In: Andrea Strasser, Sigfried Haas, Gerhard Mangott, Valeria Heuberger (Hrsg.), Zentralasien und Islam – Central Asia and Islam.Hamburg: Deutsches Orient-Institut. S. 73-102. 2002: 74).
Алымов С.С. Г.П.Снесарев и полевое изучение религиозно-бытовых пережитков// Этнографическое обозрение № 6, 2013.73-бет.
Абашин С.Н. Социальные взаимоотношения в современном узбекском кишлаке: по материалам Ферганской долины / автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07. — М.: Ин-т этнологии и антропологии, 1997. — 24 с.
Дуглас М. Чистота и опасность: анализ представлений об осквернении и табу. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. 286 с.
Douglas M. Natural Symbols: Explorations in Cosmology. London: Barrie & Rockliff; The Cresset Press, 1970.
Krisztina Kehl-Bodrogi. Religiöse Heilung und Heiler in Choresm, Usbekistan//Max Planck institute for social anthropology working papers. №7. Halle / Saale 2005 ISSN 1615-4568. 1-31.
Мазалова Н.Е. Народно-медицинское «тайное знание»: семантика, статус, функции (конец XIX — начало XXI вв) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, доктор наук . 2019. Автореферат.
Никонова Л.И. Этномедицина финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья в системе их жизнеобеспечения: Историко-этнографическое исследование. 2024. Автореферат.
Огудин В.Л. Народная медицина Средней Азии и Казахстана . ИД Ганга, 2021.
Пашкова Т. В. Народная медицина карелов XIX – начала XXI века: опыт комплексного исследования. Автореферат. 2018.
Поповкина Г.С. Знахарство восточных славян юга Дальнего Востока России. Автореферат. 2016.
Снесарев.Отчет о командировке в Касимовский район. Л.29.
Cтратегия ВОЗ в области народной медицины. 2014-2023. Всемирная организация здравоохранения, 2013г.стр.25-29. Юридический статус народной медицины и комплементарной / альтернативной медицины: обзор положения в мире. Женева, ВОЗ, 2001 (код документа: WHO/ EDM/TRM/2001.2). [F]*, [S]*.
Tazmini. The Islamic revival in Central Asia: a potent force or a misconception? In: Central Asian Survey 20 (1). S. 63-83. 2001: 65).
Foster G. M. The Anatomy of Envy: A Study in Symbolic Behavior. Current Anthropology. 1972. Vol. 13, Is. 2, Apr. P. 165-202.
Эванс-Причард Э.Э. Колдовство, оракулы и магия у азанде // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1994. 527 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Журнал Тамаддун Нури
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NoDerivatives» («Атрибуция — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.