ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ДРЕВНЕЙ ЖЕНЩИНЫ В ТУРАНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ
DOI:
https://doi.org/10.69691/a6h43x42Ключевые слова:
археология Турана, женский образ, божественные символы, терракота, петроглифы, богини.Аннотация
В данной статье анализируется образ женщины и связанные с ним религиозно-культурные представления в археологии Турана (Средняя Азия) на основе археологических, иконографических и этнографических источников. Исследование раскрывает божественную, социальную и культурную роль женского образа в древних обществах через найденные на территории Турана статуэтки, глиняную посуду, петроглифы и культовые символы.
Библиографические ссылки
Frédériquе Brunеt. Lеs figurinеs еn Asiе cеntralе du Chalcolithiquе au Bronzе anciеn (V е - IV е millénairе). Étudе tеchno-typologiquе d’atеliеrs dе production au Turkménistan // Figurinеs fémininеs nuеs. Prochе-Oriеnt, Égyptе, Nubiе, Méditеrranéе oriеntalе, Asiе cеntralе (VIIIе millénairе av. J.-C. – ivе sièclе ap. J.-C.). Actеs du colloquе dе Strasbourg (25-26 juin 2015). – Paris, 2020. – 152 p.
Антонова Е.В. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. – М., 1977. – 229 с.
Гордеева Е.А. Ранние этапы духовной жизни Средней Азии (VII – пер. пол. I тысячелетия до н.э.). – Ташкент, 2021. – 148 с.
Горшунова О.В. Женское паломничество к святым местам (по материалам Ферганской долины) // Итоги полевых исследований. – М., 2000. – С. 23.
Кожин П.М., Сарианиди В.И. Змея в культовой символике анаусских племен. // История, археология и этнография Средней Азии. – М., 1968. – С. 35-40.
Мамиров О.У. Ўрта Осиё коропластикасида аёллар образи (Эски Ховос ёдгорлигидан топилган аёл маъбуда терракотаси мисолида) // O‘zbеkiston arxеologiyasi. – 2016. – № 1. – Б. 99-104.
Массон В.М. О культе женского божества у анауских племен. // КСИИМК. № 73. – М.-Л., 1959. – С. 14-20.
Массон В.М., Сарианиди В.И. Среднеазиатская терракота эпохи бронзы. Опыт классификaции и интерпретaции. – М., 1973. – C. 208.
Пугаченкова Г.А. Маргианская богиня // СА. – М., 1959. – C. 114-140.
Сарианиди В.И. Культовые здания поселений анауской культуры // СА. – М., 1962. – № 1. – С. 44-56.
Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. – М.: Наука, 1969. – 338.
Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М.: Издание МГУ, 1948. – 352 с., 89 табл. 110 рис.
Холматов А.Н. Нурота тоғ тизмаси қоятош расмлари техника-типологияси ва тарихий таҳлили. Тарих фанлари бўйича фалсафа доктори (PhD) илмий даражасини олиш учун ёзилган диссертaция. – Cамарқанд, 2019. – 169 б.
Хужаназаров М.М. Наскальные изображения Ходжакента и Каракиясая. – Самарканд, 1995. – 173 с.
Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – М., 1980. – 328 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Журнал Тамаддун Нури

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NoDerivatives» («Атрибуция — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.