РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Авторы

  • Рухшона Файзуллаева Автор
  • Мартаба Меликова Автор

DOI:

https://doi.org/10.69691/snbhq643

Ключевые слова:

Критическое мышление, филологическое образование, гуманитарные дисциплины, аналитические навыки, рефлексия, педагогические технологии, дискуссия, интерпретация текста, проектное обучение, когнитивная активность.

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования и развития критического мышления у студентов филологического направления в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Особое внимание уделяется определению сущности критического мышления как интегральной способности, включающей аналитическое, рефлексивное, логическое и интерпретативное мышление. Показано, что гуманитарные науки (философия, литература, языкознание, культурология и др.) обладают высоким потенциалом для стимулирования мыслительной активности и выработки самостоятельной позиции обучающихся.

Биографии авторов

  • Рухшона Файзуллаева

    Студентка факультета английской филологии и переводоведения

    Самаркандский государственный институт иностранных языков

    Научный руководитель:

  • Мартаба Меликова

    Самаркандский государственный институт иностранных языков,

    Доктор философских наук, профессор,

    Заведующая кафедрой Гуманитарных наук и

    информационных технологий

     

Библиографические ссылки

Brookfield S. D. Teaching for Critical Thinking: Tools and Techniques to Help Students Question Their Assumptions. – San Francisco: Jossey-Bass, 2012. – 304 p.

Facione P. A. Critical Thinking: What It Is and Why It Counts. – Insight Assessment, 2020. – 28 p.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – 424 с.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 2006. – 141 с.

Воронцова А. В. Формирование критического мышления студентов в образовательном процессе вуза // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 453. – С. 143–150.

Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

Курбатов А. П. Критическое мышление и гуманитарное знание. – М.: URSS, 2019. – 288 с.

Никитина Н. А. Развитие критического мышления как педагогическая задача // Педагогика. – 2019. – № 6. – С. 62–68.

Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2007. – 272 с.

Тулмин С. Использование аргумента. – М.: URSS, 2018. – 312 с.

Халперн Д. Критическое мышление: психология и образование. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

Эннис Р. Критическое мышление // Образование и критическое мышление. – М.: Академический проект, 2011. – С. 34–51.

Опубликован

2025-05-31

Выпуск

Раздел

10.00.00 - Филология

Как цитировать

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН. (2025). Журнал Тамаддун Нури, 5(68), 294-298. https://doi.org/10.69691/snbhq643