РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ В СОГДЕ В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
DOI:
https://doi.org/10.69691/2n556d32Ключевые слова:
Согд, раннее Средневековье, религиозный синкретизм, зороастризм, буддизм, христианство, ислам, Центральная Азия, Великий Шелковый путь, межкультурное взаимодействие, археологические находки, письменные источники, религиозная идентичность.Аннотация
В этой статье рассматривается религиозный ландшафт Согдианы в раннем Средневековье, когда этот регион Центральной Азии служил перекрестком культур и религий на Великом Шелковом пути. Исследуя археологические находки, письменные источники и исторические данные, авторы статьи анализируют, как зороастризм, буддизм, христианство и ислам сосуществовали и взаимодействовали в Согде, способствуя формированию уникальной религиозной идентичности региона.
Библиографические ссылки
Hinnels JR, editor. The Penguin Dictionary of Religions. Penguin Books Ltd, 1984, -Р. 336.
Henning W. Agri and the Tokharians. BSO (A) S. Vol. 9. Pt. 3. 1938.- Р.13–14.
Marshak B.I. On the Iconography of Ossuaries from Biya–Naiman // Silk Road Art and Archaeology. – Kamakura, 1995/96. Vol. 4. – Р. 308.
Бартольд В.В. Сочинения в 9 т. Т.6. Работы по истории ислама и Арабского халифата. Москва., 1966.- С. 232.
Беленицкий А.М. Вопросы идеологий и культов Согда (по материалам пянджикентских храмов) // Живопись древнего Пянджикента. – М.: 1954. – С. 39–52, 62–81.
Беленицкий А.М. Изображение быка на памятниках искусства древнего Пянджикента // Этнография и археология Средней Азии. М., 1979, – С. 92.
Бетгер Е.К. Извлечения из книги «Пути и страны» Абу–л–Касыма ибн Хаукаля // Труды Среднеазиатского государственного университета. Археология Средней Азии. Ташкент, 1957. - С. 15.
Грене Ф., Грицина А.А., Иваницкий И.Д. Раскопки дворца Насра бин Сайара // Археологические исследования в Узбекистане 2002. Вып. 3. – Самарканд, 2003. – С.215.
Иваницкий И.Д. Христианская символика в Согде // Из истории древних культов Средней Азии/ Христианство. – Ташкент, 1994. – С. 64–70.
Лившиц В.А. Согдийские документы с горы Муг. Вып. 2. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В.А. Лившица. М., 1962.– С. 39.
Лившиц В.А., Хромов А.Л. Согдийский язык / Основы иранского языкознание. Среднеиранские языки. – М: Наука, 1981. – С. 347–500.
Литвинский Б.А., Зеймаль Т.И. Аджина–тепа. Москва, 1971.–С.121.
Лурье И.М. История техники Древнего Египта // Очерки по истории Древнего Востока. – М.–Л., 1940, – С. 161.
Лурье П.Б. О следах манихиизма в Средней Азии // Согдийцы, их предшественники, современники и наследники. На основе материалов конференции «Согдийцы дома и на чужбине», посвящ. памяти Б.И. Маршака (1933–2006). Санкт–Петербург, 2013.–С.229.
Маршак Б.И., Распопова В.И. Адоранты из северной капеллы и храма Пянджикента. // Проблемы интерпретации памятников культуры Востока. – Москва, 1991. – С. 164;
Мончадская Е.А. Глиняный налеп с пянджикентского оссуария // Труды Академии наук Таджикской СССР. Душанбе,1960 Т. СХХ. – С.125–126.
Наршахий Абу Бакр Муҳаммад ибн Жаъфар. Бухоро тарихи / Форс – тожик тилидан А.Расулов таржимаси. – Тошкент: Фан, 1966. – Б. 120.
Религии Центральной Азии и Азербайджана. Т.II.Зороастризм и верования маздеистского круга. –Самарканд:МИЦАИ, 2017. – С. 264.
Ртвеладзе Э.В. Великий шелковый путь. Ташкент, 1999. С. 76–77.
Ставиский Б.Я. К вопросу об идеологии домусульманского Согда / Сообщения Республиканского историко–краеведческого музея Тадж ССР. № 1. 1952. – С. 35, 40–43, 52.
Тревер К.В. Гопатшах — пастух–царь // ТОВЭ. № 2 1940. –С. 73.
Шкода В.Г. К вопросу о культовых сценах в согдийской живописи // СГЭ. 1980. №45, – С. 60.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Журнал Тамаддун Нури
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NoDerivatives» («Атрибуция — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.